Когда лучше отдавать ребенка в школу?

Работая со старшими дошкольниками, педагоги часто слышат от родителей:   « А когда лучше отдавать ребенка в школу?» «Как подготовить его к учебе?» «Как же мы пойдем в школу в 6 лет, ведь он еще совсем крошка?» «А что мы пойдем в школу в 7,5 лет, чтобы был самым старшим в классе и все над ним смеялись?» и т.д.

Так, когда же отдавать ребёнка в школу? В 6 лет, в 7, или даже ближе к 8годам, скажете? А уверенны ли вы, что ваше чадо будет готово войти в "серьёзную", школьную жизнь именно в том возрасте, когда это запланировали его родители или бабушки-дедушки?

Для 6-7-летнего ребёнка школа- это новый, неизведанный, и, порой, довольно трудный период жизни. Когда дошкольник переступает порог школы,  его жизнь меняется кардинально! Это и другие права и обязанности, и другие люди, отношения с ними, и другой режим. Очень важным для каждого родителя является стремление помочь своему малышу в это, нелёгкое для него время. Поэтому очень важно провести диагностику подготовленности вашего ребенка к обучению.

При поступлении в школу обращают внимание на такие показатели ребенка:

Уровень интеллектуального развития и  овладения ребенком знаний, умений и навыков, требующихся для обучения (словарный запас, умение выполнять задание по инструкции, устойчивое внимание и умение его правильно концентрировать,  а также умение сравнивать, обобщать, анализировать;  навыки чтения и счета; также намного проще будет даваться учеба ребенку, у которого хорошо развита память).

Личностная готовность. Предполагает определенный уровень развития мотивационной и эмоциональной сферы; выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к одноклассникам, к самому себе. Подразумевается также умение слушать и выполнять инструкции учителя, способность контролировать свое поведение, жить по правилам, принимать критику и оценку своих трудов и действий.

Социальная готовность. У ребенка должно быть стремление к общению со сверстниками, он должен уметь строить взаимоотношения с другими людьми ( как с детьми, так и взрослыми).  Умение существовать в группе и ощущать себя комфортно внутри нее; возможность слушать других; способность быстро и конструктивно решать конфликты; способность понимать правила поведения и следовать им.

Если социальная готовность у дошкольника на низком уровне, то, даже при высоком интеллектуальном развитии, ему будет в школе довольно трудно.

Физическая готовность  к обучению – это, прежде всего, функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья  (учитывается уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям)

Многие родители стараются подготовить ребенка к школе как можно раньше, для этого усердно занимаются с ним. Но в таком случае, зачастую, ребенок готов только по интеллектуальному уровню развития, а как же развитие остальных ступеней? Их развитие происходит только по истечении необходимого времени.

Об этом говорят и существующие три уровня адаптации  (приспособленности) ребенка к школе, описанные А.Л.Венгером, которые необходимо принимать во внимание, когда подходит время поступления на учебу.

 - Высокий уровень адаптации (только дети старше 7 лет)
Ребенок положительно относится в школе; адекватно воспринимает требования учителя; учебный материал усваивает легко, может решать даже усложненные задачи; прилежен, внимателен; выполняет поручения учителя, даже если никто его не проверяет; интересуется самостоятельной работой; всегда выполняет домашние задания; имеет благоприятный статус в классе.
В этом случае уровень развития ребенка по всем четырем показателям высокий. Исходя их этого, видно, что шестилетний первоклассник не может соответствовать этому уровню, потому что в силу возраста, у него еще не развит самоконтроль, интерес к учебе и другие важные для обучения факторы.

 - Средний уровень адаптации
Ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него негативных переживаний; учебный материал усваивает хорошо, если его объясняют наглядно и подробно; может решать стандартные задачи; прилежно и сосредоточенно выполняет задания, но под контролем взрослого; внимателен только тогда, когда ему интересно; домашние задания выполняет почти всегда; дружит со многими одноклассниками.

 - Низкий уровень адаптации
Ребенок отрицательно или безразлично относится к школе; нередко жалуется на плохое самочувствие; настроение чаще подавленное; недисциплинирован; учебный материал усваивает частично; ребенку трудно и неинтересно самостоятельно выполнять задания; домашние задания выполняет нерегулярно и только под контролем взрослых; для работоспособности, необходимы длительные паузы на отдых; пассивен; близких друзей нет; одноклассников по именам и фамилиям знает плохо. Фактически низкий уровень адаптации – это уже дезадаптация, то есть ребенок совсем не может приспособиться к школе.

Уровень адаптации это очень важно, но не стоит забывать о том, что всегда бывают исключения.  Это говорит о том, что и шестилетний ребенок бывает готов к школьной жизни, и уровень его адаптации может быть высок. Не стоит привязывать готовность к школе только к возрасту ребенка, важно учитывать и другие, описанные нами особенности.

Для нормальной адаптации ребенка к школе, со стороны родителей, важно формировать правильные представления о школе, об учебе в целом, и способствовать формированию у детей  качеств, которые помогут  выстроить им правильные отношения с людьми, участвующими в учебном процессе (одноклассниками, учителями и др.).

То есть, несмотря на кажущуюся простоту вопроса, к нему нужно подходить очень ответственно, ведь все же возраст ребенка играет намного меньшую роль при поступлении в школу, нежели готовность ребенка и уровень его адаптации. И, родителям необходимо помнить, что неправильно принятое решение может изменить отношения ребенка к школе на всю жизнь.

По нашему мнению, с вопросом о том, когда же лучше отдавать ребенка в первый класс, в основном, сталкиваются родители, чьим детям на момент начала учебного года исполняется 6,5, или же, 7,5 лет. Конечно же, опыт показывает, что дети, которые идут в школу в полные 7 лет, лучше переносят школьную ситуацию, им легче дается учеба, и более удачно строятся отношения со сверстниками. Но, это не говорит о том, что все дети должны идти в школу после 7 лет. Если уровень адаптации и развития ребенка, позволяет ему стать первоклассником в 6,5 лет, то можете смело предоставить ему такую возможность, чтобы он морально не «перерос» этот момент, и ему было интересно и познавательно.

И помните, вне зависимости от того, когда вы решили отдать ваше чадо в школу, чтобы было легче и интереснее учиться, желательно познакомить его с чтением и письмом.

Если по показателям готовности к школе вы поймете, что есть какие-то проблемы с уровнем интеллектуального развития, то у вас будет  время заполнить проблемы в знаниях. 

 

Е.Ф. Анюховская

Педагог ДЦР "Ромашково"