Как дошкольникам легко освоить чтение? Для этого нужно учитывать физиологию дошколят. А именно, нужно разделить весь процесс на две части: сначала читаем! Сразу. Быстро. Много. А уже потом, когда, сформируется образное и абстрактное мышление (примерно, в 6-7 лет), учим грамматику, правила, обозначения, алфавит, ударения и пр. Времени для этого будет предостаточно – перед школой, или даже в школе.
И для начала нам нужно забыть то, как нас учили в школе! Дошколятам этот метод не подходит!
Итак, основные правила для дошкольников:
1. Учим звуки, а не буквы (М, а не ЭМ) – малышам тяжело понять, что Тэ-Ё-Тэ-Я – это «Тётя», а не «Тойота». Запоминание названий букв (Бэ, И краткое, Эль, Ша, и т.д.) сильно усложняет процесс освоения чтения. А как же алфавит?! – спросите Вы. А алфавит читающие дети легко и быстро выучат чуть позже.
2. Используем только заглавные буквы. Все просто: три десятка заглавных букв, и плюс строчные. Как тут не запутаться?
3. Составлять слова легче, чем читать. Именно поэтому эффективнее не само прочитывание слов, а игры на их составление: из кубиков, по таблицам, по карточкам и пр. После составления нескольких сотен слов в различных играх, ребенок интуитивно понимает принцип чтения и уже начинает прочитывать любые, даже незнакомые слова.
4. Облегчаем процесс составления слов настолько, насколько это возможно. Ребенку должно быть легко и интересно. Тогда он будет играть в буквы-слова долго и часто. И только тогда количество составленных слов перейдет в качество, а именно, в навык чтения.
Например, подбираем буквы на кубиках к уже написанному на карточке слову – просто смотрим на букву в слове и ищем такую же на кубике. Проще не бывает.
5. Если у вас на занятия есть всего 1,5-2 часа в неделю, то лучше, если вы на время отложите другие дисциплины - изучение математики, письма и пр. Обычно, дети загораются всем новым, и пока держится этот острый интеререс к чтению, максимально сосредоточтесь на играх со словами. Иначе освоение чтения может наскучить и затянуться на долгие месяцы.
6. Приступаем к чтению. Но не книг! Читаем отдельные слова: на карточках, на вывесках магазинов, на маршрутах автобусов. Чтение должно быть посильным – только тогда это весело! Можно и книги, конечно, но только если в них написано одно (!) слово на страницу. По секрету: такие книги проще сделать самим, чем найти в продаже.
7. Постепенно усложняем чтение: даем словосочетания, короткие предложения из понятных знакомых слов.
8. И вот, на этом этапе дарим ребенку настоящую книгу! С очень большими буквами, обилием картинок, интересным содержанием (не Репку, Теремок и пр. из которых дети, как правило, к этому возрасту уже выросли). Ведь мы хотим, чтобы ребенок полюбил чтение!
Р. Бердникова.
Копирование статьи возможно только со ссылкой на источник: http://romashkovo24.ru/articles/kak-legko-nauchit-chitat-doshkolnika